Автомобилями начали управлять силой мысли
Когда-нибудь человеку не придется крутить баранку своего авто. Будет достаточно подумать, куда нужно ехать, и машина послушается этого мысленного импульса, который послан ей водителем. Что самое удивительное, подобный автомобиль отнюдь не предмет мечтаний писателей-фантастов. Уже сейчас ученые из Свободного университета Берлина создали опытный образец такого транспортного средства.
Чудо-система получила название BrainDriver. С ее помощью автомобилю можно давать команды посредством беспроводной связи и специальных сенсоров, произведенных американской компанией Emotiv. Сенсорное устройство, отдаленно напоминающее гарнитуру для телефона или медиаплеера, представляет собой набор датчиков, которые пользователь надевает на голову. К слову, изначально оно было спроектировано для геймеров, как новый тип игровых контроллеров.
Помимо этого на машине под названием MadeInGermany (представляет собой модифицированную версию Volkswagen Passat Variant) установлено дополнительное оборудование, обеспечивающее безопасное движение, — несколько радаров и сканеров разного типа, камеры, GPS и т.д. Экспериментальным автомобилем можно управлять и традиционным способом. Однако на настоящем этапе изобретатели продемонстрировали, что человек только своими мыслями способен полностью взять его под контроль.
В ходе тестового заезда пользователь системы BrainDriver продемонстрировал миру, что MadeInGermany в состоянии совершать достаточно резкие повороты и при этом полностью находиться в пределах трассы. Правда, пока инновация требует серьезной доработки, поскольку существует определенная задержка между сигналом, посылаемым мозгом, и ответными действиями системы, заставляющими машину маневрировать. Соответственно, опытный образец двигается с небольшой скоростью и не может быть применим в обычных городских условиях.
Прежде чем совершить поездку, пользователю придется пройти предварительную подготовку и научиться думать так, чтобы эти импульсы правильно расшифровывались системой. В основе технологии BrainDriver лежит метод электроэнцефалографических измерений, суть которого сводится к следующему.
«При некой активации изменяется электрическая активность мозга. То есть если, условно говоря, мы закроем глаза, то будет регистрироваться одна электрическая активность, если закроем — иная. Можно обучить устройство подчиняться такого рода реакциям, — поясняет руководитель лаборатории возрастной физиологии мозга отдела исследований мозга Научного центра неврологии РАМН профессор Виталий Фокин. — Обычно эти реакции хорошо регистрируются в задних отделах мозга, в затылочной коре. Зачастую аналогичные системы строят по двоичному коду. Регистрируют не саму мысль «вправо», «влево» или «вперед», а именно наличие или отсутствие реакции».
Немецкие новаторы уверены: системы, подобные BrainDriver, откроют небывалые перспективы. Скажем, приведут к созданию городских такси без водителя, где пассажиру достаточно будет просто подумать о конечном пункте назначения — и автомобиль немедленно начнет выполнять этот ментальный приказ.